Итак, обратимся к
первой заповеди, данной Моисею на Синае: Слушай, Израиль, Я
Господь Бог твой, Который вывел тебя из Египта; да не будет у тебя
богов, кроме Меня.
Эта заповедь, как и другие, имеет три плана. Слово слушай
в буквальном смысле означает: «изучай, читай, повторяй, держи в
памяти Мои повеления». Это первый, внешний, план. Во втором,
душевном, плане слушай значит: «внимай своей совести, сделай
эти заповеди стержнем своей жизни», стержнем, на который
нанизываются дела, слова и помышления человека, станком, на котором
ткется узор человеческой жизни.
Заповеди являются
своего рода пробным камнем, с помощью которого человек может
определить, кто внушает ему ту или иную мысль: благодать,
собственные страсти или демон. Заповеди – фильтр, посредством
которого очищается непрестанный поток наших помыслов; горнило, в
пламени которого металл отделяется от шлака – от грязи страстей.
Заповеди – окна, через которые душа человека должна смотреть в мир.
Иначе говоря, в душевном плане внимание человека к заповедям
означает устроение им на основе заповедей всей своей духовной жизни.
Здесь еще не полное отречение от мира, но стремление через этот мир,
в котором человек находится и который душевно переживается им,
служить Богу. Здесь не отрицание, а облагораживание
интеллектуально-эмоциональной сферы своей души, точнее, содержания,
которое она получает посредством чувств.
Третий план –
духовный. Слово слушай, то есть «внимай», должно быть
обращено к самому главному, к тому, что находится за пределами
пространства, вещества и времени. Истинная жизнь человека – это
открывающиеся перед ним горизонты вечности, это такое общение души с
Богом, в процессе которого душа не только борется, как с врагами, со
страстными и греховными чувствами, но и желает забыть все временное
и тленное, то, что принадлежит власти смерти, и жить и дышать только
Тем, Кто выше мира и выше всего. Здесь внимание означает пребывание
ума в Боге через призывание имени Божия, в котором, как в символе,
отражено символизируемое.
Имя Божие есть
внутренний путь души к бесконечной цели, той, которая не имеет ни
предела, ни завершения. Поэтому слушай, Израиль означает:
«Отрешись от того, что стоит между тобой и Богом;
здесь, на земле, живи в вечном, ненавидь то, что отделяет тебя от
Бога, преодолевай влечение к этому миру, который притягивает душу
подобно тому, как земля притягивает тело». Другими словами,
духовный план повеления слушай, или «внимай», означает
стояние ума в имени Божием, как в неподвижном центре вращающегося
колеса космического бытия – в этой единственно твердой внутренней
точке опоры. Надо, впрочем, оговориться: здесь речь идет не о некоем
крайнем и потому одностороннем спиритуализме,
а о концентрации на самом главном. Если мы сосредоточенно
рассматриваем одну точку, то остальное расплывается и как бы
исчезает из поля нашего зрения: мы, видя, как бы не видим ничего,
кроме того, на что пристально устремлен наш взгляд. Преподобный
Антоний Великий говорит, что он представляет себя самого как
какую-то движущуюся статую, которую рассматривает со стороны, но не
сливает себя с ней. Реальность Божественного бытия была для него
более глубокой, нежели реальность его собственного существования в
этой преходящей жизни. Поэтому слово слушай в духовном
смысле означает смерть для мира и воскресение для Бога, отрицание
себя и новое обретение себя.
Я Господь Бог
твой; да не будет у тебя богов, кроме Меня. В буквальном смысле,
который является фундаментом для следующих построений, это заповедь
об истинной вере в Единого Бога и Его Откровение; это –
принадлежность к Церкви как к тому духовному царству, в котором
действуют благодать и Божественная сила. До рождества Христова это
была ветхозаветная Церковь, теперь – новозаветная, которая сохранила
себя и содержится в вероисповедальной чистоте как Церковь
Православная. Бог открывается через догматы веры, церковные Таинства
и обряды, сообщаясь через них с душой человека. Церковь –
единственный истинный путь к Богу, поэтому вне ее вера в Единого
Бога – это вера в «единую неопределенность».
Да не будет у
тебя богов, кроме Меня. Это – запрещение искать истину вне
Церкви. В общинах еретиков, в их учении лик Бога предстает
искаженным, и потому сами священные имена Божества перестают быть
символами, через которые душа приближается к Богу. Ложный образ Бога
– это ложный бог, хотя бы его называли Иеговой или Христом.
В душевном плане
Я Господь Бог твой означает установление в жизни человека
совершенно определенной шкалы ценностей, высшее место в которой
принадлежит Богу. К сожалению, очень часто наше душевное состояние
(я говорю о людях верующих) похоже на какое-то полуверие, на
постоянно продлевающийся компромисс. Мы верим в Бога, мы принадлежим
Православной Церкви и в этом смысле не поклоняемся другим божествам,
но Господь занимает не главное место в нашей жизни, не вся она
отдана Ему, а лишь какая-то ее часть. Если бы нашу внутреннюю жизнь,
наши помыслы и чувства можно было заснять на кинопленку и показать
нам самим, то мы увидели бы, какой хаос царит в нашей душе и как
мало места принадлежит в ней Богу.
Даже когда мы стоим
на молитве, то до нашего сознания лишь едва-едва доходит смысл
молитвенных слов. Эти слова тонут, словно в каком-то потоке, в
инерции нашей повседневной жизни. Сама по себе молитва есть средство
общения души с Богом, а у нас она почти всегда остается лишь формой
без внутреннего содержания, остается как бы «отключенной» от разума
и сердца. В этом отношении мы даже более непоследовательны, чем
неверующие. Они отрицают Бога и вычеркивают Его из своей души, а мы
признаем Бога, но при этом отводим Ему место в каком-то уголке
своего сознания, точно в тесной каморке под крышей, и продолжаем
жить той же чувственной, страстной жизнью. При этом мы, быть может,
воздерживаемся от грубых грехов, но внутренне переживаем и совершаем
их, так сказать, перед лицом Бога, Которого призываем. Здесь в
душевном плане слова Я Господь Бог твой – это призыв к
внутренней борьбе за то, чтобы наша душа ощущала постоянно
присутствие Божие, чувствовала свою зависимость от Бога, верила в
Его могущество и Промысл. Если Бог есть,– значит, все в Его власти,
а у нас парадокс: мы говорим, что Бог есть, но не верим, что все
подвластно Ему, и потому всегда пребываем в тревоге и беспокойстве.
Говорим, что Бог есть, но представляем Его спящим или забывшим о
нас. Мы верим в Бога, но когда необходимо реальное исполнение воли
Божией, то оказывается, что Богу мы не доверяем. Отрешиться от своих
собственных представлений и всецело положиться на Промысл Божий нам
страшно: это значит для нас потерять привычную опору (хотя мир-то
как раз и не дает на самом деле никакой опоры) и, закрыв глаза,
броситься с высоты куда-то вниз. Вот почему мы и призываем Бога, и в
то же время страшимся целиком поверить Ему и совершенно предать себя
Его воле.
Можно сказать, что
в душевном плане первая заповедь для нас – это завет принимать слова
Священного Писания как повеление, обращенное к нашей душе,
повеление, которое непременно должно быть исполнено. Образно говоря,
десять заповедей Ветхого Завета и девять заповедей Завета Нового –
это драгоценные цепи, которыми земля прикреплена к небу.
Духовный план
первой заповеди заключается в том, что Господь хочет воцариться в
нашем духе, в осознании того, что человек создан не для этого мира,
где все кончается смертью, как поток реки обрывается водопадом, в
котором разбивается о камни все живое, что увлек с собой этот поток,
а для того, чтобы жили в нем образ и подобие Божие, чтобы человек,
покорив себя Богу, вошел в общение с Ним. Весь мир ничтожен по
сравнению с Божеством, как точка по сравнению с бесконечностью.
Поэтому вера в Бога, Который сотворил мир и надмирное бытие, время и
вечность, Который хочет принять человека в духовный союз с Собой и
дать ему участие в Божественной жизни, должна переродить человека,
изменить его жизнь. Эта вера должна вытеснить из жизни человека все,
что отвлекает от Бога его ум, сократить его житейские потребности и
дела до требований необходимости, до некоего минимума; самым
главным, постоянным своим делом человек должен считать молитву,
которая открывает душе свет Божества подобно тому, как он сам,
проснувшись утром, открывает в своей комнате ставни и лучи солнца
озаряют его жилище.
Молитва дает Богу
возможность действовать в душе человека. Если Господь Бог есть
наш Бог, то по Его величию и
достоинству, по Его неизреченной мистической красоте и богатству
данных Им обетований, которые превышают человеческую способность
постижения, главным нашим деланием должна быть именно внутренняя
молитва, а все остальное в жизни призвано служить лишь
приготовлением к ней. Молитва – это ответ на вопрос, кто наш Господь
– Бог или мир. Для язычников космос был богом. И если мы привязаны к
чему-нибудь больше, чем к Богу, или страшимся чего-нибудь больше,
чем Бога, то, значит, наше сердце принадлежит «чужим богам». Если мы
забыли о внутренней молитве и удовлетворяемся лишь внешней, не
доходящей до нашего сердца, то, значит, Бог перестал быть нашим
Богом. Одним словом, духовный план первой заповеди – это стоять умом
в сердце с именем Божиим.
Господь всемогущ,
но Он хочет, чтобы мы добровольно приняли Его как Царя своей души, а
это означает для нас непрестанную борьбу с демоном и миром, чтобы
Господь, видя наши труды, призрел на нашу борьбу как на место Своего
упокоения.
|