Вторая заповедь
гласит: Не сотвори себе кумира.
Мы постоянно создаем кумиры. Прежде всего, кумир для нас – мы сами.
Обычная цель нашей жизни – это приготовить место на земле, достойное
такого кумира, как мы. В этом проходят годы наших трудов и
забот.
В душевном плане
кумиры – те увлечения, из-за которых мы забываем Бога и теряем
благодать. Все наши мечты и грезы – это беспрерывное созидание
кумиров. Наша фантазия, как художник, рисует обольстительные картины
кумиров для наших страстей.
Кумиром может стать
человек, и страстная влюбленность – это как раз создание кумира.
Влюбленный похож на изготовителя идолов из обрубков дерева и
осколков камней. Этих идолов, созданных его собственным
воображением, он украшает, им поклоняется и служит.
Человек – образ и
подобие Божие. Нам дана заповедь любить человека; но обожать
человека – порой до состояния какого-то безумия – значит делать себе
кумир из сгустка плоти и костей, который когда-нибудь обратится в
тлен.
Кумиром
могут быть деньги, которым человек в своем обольщении приписывает
непобедимое могущество. Кумиром может быть наука: большинство
ученых, полагающих, что силами науки можно спасти человечество,
делают из нее для себя кумир, который противопоставляют Богу Живому,
причем сами выступают в роли жрецов этого «божества интеллекта».
Кумиром может быть искусство, которое служит не к славе Божией, а
обожествлению этого мира и человеческих страстей.
Кумиром для
родителей могут стать их собственные дети, ради которых они порой
бывают готовы в буквальном смысле продать душу диаволу.
В одном месте
Священного Писания написано: «Идолы – ничто»,
а в другом: «Идолы – бесы».
Сам по себе идол – духовный обман, пустота, но эту пустоту, этот
духовный вакуум заполняют темные силы. Поэтому человек, привязанный
больше к творению, чем к Творцу, находится под влиянием демонических
сил.
Если сказать
кратко, душевный план второй заповеди – проверка своего сердца: нет
ли в нем чрезмерной привязанности или ненависти, которые отнимают
место в человеческой душе у Самого Бога, когда, образно говоря,
престол души добровольно отдается другому и на него взбирается
невидимый зверь.
Интересно, как
примитивные народы изображали своих богов. Их идолы имеют вид
чудовищ, каких-то фантастических животных, с выступающими вперед
клыками и загнутыми, как у хищных птиц, когтями. Если они имеют
человеческий облик, то похожи на изображения демонов с выпученными
глазами, оскаленными зубами; кажется, что эти идолы готовы броситься
на свою жертву и растерзать ее на части. Идолы наших страстей так же
отвратительны, страшны и безобразны, как божества африканских
племен и жителей тихоокеанских островов. Как бы мы ни украшали их,
но истинное лицо этих идолов беспощадно и жестоко, как у духов
подземелья. Они мучают свою жертву, вонзают в нее свои когти, но
ослепленной жертве все равно кажется, что они дороже всего на свете.
Когда время испытания разбивает этих глиняных богов, то душа впадает
в такую тоску, что ей уже представляется, что лучше умереть, чем
видеть нищету и позор своих кумиров.
Христа нельзя
ввести в пантеон. Благодать не может войти в душу, в которой
царствуют страсти. Поэтому заповедь учит отрывать от сердца то, что
ему дороже, чем Бог; отрывать с болью, как режут и прижигают
пораженное гангреной тело.
В духовном плане
вторая заповедь говорит о том, что дух человека должен быть храмом.
В алтарь нельзя вносить ничего не священного, оно должно быть
оставлено за его пределами. Когда во время сердечной молитвы
возникают помыслы и образы, то чаще всего это прежние кумиры снова
поднимают голову, снова зовут к себе. И в этом отношении заповедь
не сотвори себе кумира говорит о необходимости в молитве
отрешаться и отделяться от всего земного.
|