Вопрос: Что
нужно сделать, чтобы не рассердиться?
Ответ: Для
этого надо рассердиться, только не на человека, а на демона, который
вводит человека в грех, является изобретателем, совершителем и
завершителем всякого греха. Человека, провинившегося перед нами, мы
видим, а демона, который бесконечно более виновен – и перед нами, и
перед досадившим нам, видеть не можем. Поэтому мы просто забываем о
его существовании и считаем причиной греха и источником зла
человека, подобного нам. Есть аскетический прием: подавлять гнев, не
давая ему прорываться наружу через злое слово, как вырывается из
печи огонь. Расчет здесь правилен, но сами отцы признают, что этот
путь долог: лишь постепенно человек может научиться сдерживать гнев,
он еще продолжительное время будет борим мысленным гневом, которому
поставил, как преграду, свои сжатые губы.
Однако есть и
другой метод, основанный на том, что гнев – это не сила, чуждая
человеку, а способность души ограждать себя от греха и демона, но
способность поврежденная, извращенная грехопадением, которая сама
превратилась в грех. Гнев дан нам как оружие против демона, мы же
обратили это оружие против человека, а в сущности, против самих
себя.
Второй метод
заключается в том, чтобы перенести гнев на демона и те горькие
слова, которые мы хотим обрушить на голову человека, обратить против
демона, который действительно достоин этих слов. Скажем демону,
который во время ссоры прыгает около нас: «Ты, диавол, негодяй,
потому что стал негодным для Бога, тебя выкинули, как мусор, с неба
на землю, и теперь ты занимаешься тем, что мучаешь нас. Ты безумен,
потому что потерял самое главное – вечную жизнь, и нас стараешься
лишить Небесного Царства. Ты подлец, потому что подлез к нам и
кусаешь, как змея; ты искушаешь моего брата на грех, а потом
прячешься за его спину, как будто тебя нет и виноват он один, но ты
– главная причина его греха. Ты подущаешь меня, чтобы вместо того,
чтобы любить моего брата и сочувствовать ему, я разгневался бы на
него, оскорбил его и этим оскорбил Небесного Отца и
Ангелов-хранителей, которых Господь послал для нашего спасения. Но я
люблю моего брата и ненавижу тебя, изменника Богу, не подчиняюсь
воле твоей, а проклинаю тебя именем Иисуса Христа, Который для нас –
спасение, а для тебя – отвержение и гибель». Все, в чем мы хотим
упрекать друг друга во время гнева, перенесем на демона, будем
бранить и проклинать его, потому что над ним уже произнесено вечное
проклятие. Одна из величайших и благодатнейших книг Священного
Писания – Псалтирь – содержит в себе проклятие против демонов.
Поэтому, когда закипит в твоем сердце гнев, скажи: «Проклят ты,
сатана, и все дела твои. И да будет спасен брат мой и я – его
молитвами. Ты завидуешь нам, потому что для тебя нет спасения».
Поступая так, можно гневом победить гнев и страсть, разжигаемую
демоном, обратить против него самого. Поступая так, можно сохранить
любовь к брату и водворить в своей душе мир.
Кроме того, надо
помнить, что все происходит по Промыслу Божию, что Господь силен
само зло обратить в добро, что скорби учат терпению и обнаруживают
внутреннее состояние нашей души, которое часто скрыто от нас самих,
что скорби надо принимать как епитимью, данную нам Богом для
спасения.
Итак, если в уме
твоем появятся бранные слова, обрати их против демона: он автор этих
слов, поэтому ты возвращаешь ему его собственность. Пророк Давид
говорит: Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих.
Любовь к закону Божию охраняется гневом по отношению ко
греху. Демон искушает нас, когда мы тайно сочувствуем ему, но он не
может действовать, когда мы гневаемся на него: гнев – это знак
отвержения.
|